У себя на кухне я же могу немного порассуждать, не претендуя на абсолютность истин? Котя, проснись, я к тебе обращаюсь.
Основы событий, которые мы наблюдаем в прямом эфире, заложены были не вчера, не в 20 веке и даже не в 19-м. Россия всегда воспринималась западным миром как нечто чуждое и враждебное. Я не спец по мировой истории, но думается мне, что если бы Россия в свое время выбрала католичество (то есть римское христианство) и попала в орбиту влияния Рима, то не было бы причины для многовековой вражды ей, но ей, скорее всего, и не дали бы стать империей, обнимающей одну пятую часть суши. Изначально здесь было бы двадцать удельных княжеств, как мечтают наши враги.
Возникновение царства, прирастающего землями на все четыре стороны света, стало возможным потому, что Россия всегда, изначально обладала государственным суверенитетом. Выбрав восточное христианство, она предотвратила возможности для Рима на себя влиять, а еще через несколько веков, с падением Византии, утратила «второй Рим» и стала сама себе единственный авторитет. За каковой выбор мы и несем последствия во все эпохи своего существования и принимает эти последствия с гордо поднятой головой. Независимость не дается даром.
Ну а кто же сделал этот выбор? Считается, что «начальники веры» – Ольга и Владимир. Владимир следовал за Ольгой, но, собственно, если бы он предпочел латинистов, авторитет бабки едва ли мог это изменить. Тогда она просто не была бы святой и ее память не почиталась бы так, как это происходило с конца 10 века начиная. А Ольга ведь имела колебания в этом вопросе: уже после своего крещения она обращалась к немцу Оттону, христианину римского образца, за помощью в церковном строительстве. (Всего через пару лет после ее посольства Оттон короновался императором в Риме, на могиле святого Петра.) Но не срослось. Почему – слишком длинный разговор, я уже эти соображения описывала и в романе «Две зари», и в книге «Пламенеющий миф».
Но и Ольга шла в Византию по следам Олега Вещего. А Олег – по следам Аскольда (ну, тех русов, что ураганили там в 860-х годах.) Аскольд – по следам посольства от неведомых русов к императору Феофилу, в 839 году. (Византийские монеты Феофила в немалом количестве найдены в Гнездово, то есть связи реально были.)
В те времена юго-восточные связи были для Руси наиболее выгодны и перспективны. В итоге русские выбрали быть сами себе Римом. Этот выбор сделал нас великой державой, то есть дал Западу две весомые причины нас ненавидеть: культурные различия и соперничество. Думаю, если бы об этом могли знать те безымянные герои, что первыми назвались русью, им бы это понравилось.